• Мы
живём в компьютерную эру, и это
требует от людей разных профессий, включая учителей, компьютерной грамотности и
технологической образованности.
• В своей работе я использую ИКТ для различных
целей: повышения профессионального мастерства, совершенствования языковых и
речевых умений, поиска информации, переписки с друзьями и коллегами, создания
дидактического материала для уроков, работы над проектами разного уровня.
• Первым шагом к использованию ИКТ является
постановка целей, для достижения которых возможно или необходимо использование
компьютерных технологий.
• На
уроках иностранного языка все средства и виды деятельности учащихся должны быть
подчинены целям обучения иностранному языку в средней школе.
• Цели
обучения иностранным языкам в средней школе.
• Основной
целью обучения иностранным языкам в средней школе является формирование
коммуникативной компетенции. В отечественной методике выделяются четыре аспекта
цели обучения иностранным языкам (ИЯ):
• учебный
практический аспект
• воспитательный
аспект
• образовательный
аспект
• развивающий
аспект
• Рассмотрим применение ИКТ в соответствии с
конкретными целями, которые преследуются при работе над каждым видом речевой деятельности и аспектом языка.
• Говорение:
умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д.
• Учащимся
предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Например,
при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу
и рассказывают о том, что они видят. Может осуществляться парная работа, при
которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.
• При
изучении темы «Искусство» учащиеся совершают виртуальное путешествие по
картинным галереям и учатся описывать картины и высказывать свои впечатления о
них. http://nationalgallery.com
• Письмо:
фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из
прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе,
заполнить бланк и т.д.,
• Использование
компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм.
Учащиеся сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми
редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают
использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У
учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки,
полученные на уроках информатики. Они переписываются со сверстниками из других
стран, отправляют учителю для проверки свои сочинения и творческие работы.
• Программа
Power Point используется на уроках
английского языка для проведения
презентаций как завершающего этапа работы над темой
• Чтение:
умение быстро читать про себя для удовлетворения всех функций чтения как
средства общения.
•
• Instant Lessons, опубликованные на веб-сайте
Интернет-издательства «English-To-Go» помогают закрепить и
расширить лексический запас, закрепить грамматические навыки. http://www.english-to-go.com
• Задания этих уроков построены на аутентичных
статьях информационного агентства “Reuters”, что позволяет учащимся знакомиться с современной
тематикой и лексикой газетных статей,
знакомиться с различными точками зрения на одни и те же события, происходящие в мире.
• Сегодня
практически все крупные газеты Великобритании и США размещают в Интернете свои
электронные версии, что позволяет учителю, во-первых, поддерживать свой
языковой уровень и уровень социокультурной компетенции, а во-вторых,
использовать выбранные им статьи для достижения учебных целей
урока. http://www.timesonline.co.uk/
• Преимуществами
электронной газеты или журнала являются:
– актуальность
и злободневность материалов, поскольку они меняются каждый день, а в учебнике
даются устаревшие статьи;
– наличие интерактивных гиперссылок, с помощью которых ученики вовлекаются во
взаимодействие с другими читателями, авторами или издателями;
– возможность быстрого нахождения дополнительного материала по теме.
• Аудирование:
умение понимать аутентичную речь.
• В
своей работе использую возможности ИКТ для решения комплексных задач, поэтому
для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и
задания. http://www.eviews.net – разработка уроков
по аудированию, платный курс, но демоверсия бесплатная; http://www.carolinebrownlisteninglessons.com/family/menu.php-
бесплатный сайт).
• Интернет
- богатый источник аудио записей.
Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи
жизни" – текст песни и музыка. http://www.songsforteaching.com/
• Существует
множество сайтов, где по фамилии исполнителя или названию композиции учитель
(или ученик под руководством учителя) может найти практически любую песню в
формате MP3 (http://www.anglik.net/songlyricsindex.htm http://www.mp3lyrics.org/- здесь только тексы
песен; http://www.indianchild.com/Music/download_english_songs_music.htm
- этот сайт дает большое количество ссылок, в том числе и для учителей английского
языка, и т.д.). Дети с удовольствием участвуют как в поиске, так и в работе с
песенным материалом, используя для перевода электронный словарь Lingvo 9.0
• Англоязычные
радиостанции – еще один источник аудиоматериалов. Передачи или фрагменты
записываются заранее, составляются задания к ним, а на уроке воспроизводятся. (http://www.bbc.co.uk/radio/ - любые
радио- и видео-передачи BBC)
Воспитательный аспект обучения
предполагает воспитание нравственности во всех её проявлениях.
• Ежегодно
Интернет-издательство «English-To-Go» проводит Всемирный урок английского
языка - «World Largest Lesson».
http://www.english-to-go.com/wll/intro.htm
• Цели
урока – показать возможности информационно-коммуникационных технологий, помочь
педагогам и учащимся объединиться для проведения этого мероприятия, помочь
ученикам осознать важность обсуждаемой в уроке проблемы. Уроки последних лет были посвящены борьбе общественности против
применения противопехотных мин. Школьники с большим энтузиазмом участвуют в этих уроках, осознают
причастность к общей мировой проблеме. Все учащиеся и учителя, принимавшие участие в
уроке, получают сертификаты. ( в
проекте)
• Участие
в международных Интернет-проектах воспитывает в детях толерантное отношение к
иным культурам и способствует более глубокому осознанию своей национальной
принадлежности, а также необходимости находить совместные пути решения
проблем.
• Образовательный
аспект обучения предполагает приобретение знаний о культуре страны
изучаемого языка, включая литературу, музыку, историю и т.д., а также знания о
строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком,
удовлетворение личных познавательных интересов.
• В
данном случае использование Интернета неоценимо как средство виртуального
путешествия по странам мира, музеям, национальным галереям, библиотекам и т.д. http://www.earthcam.com
• Интернет-ресурсы
используются для подготовки докладов, сообщений и презентаций по определенным
темам, для выполнения Вебквестов. Учащиеся сами осуществляют поиск и обработку
необходимой информации. При работе с Интернет-источниками прежде чем
рекомендовать их учащимся учитель обязательно сам оценивает его уровень и
качество, используя для этого ряд общепринятых правил и критериев, например,
последняя часть электронного адреса (com., gov.,
edu и т.п.), грамотное
оформление сайта, дата последнего обновления и ряд других. Это может быть не только текстовая, но и иллюстративная
информация. Например, при чтении текста
о событиях в США 11 сентября 2001года,
на сайте можно посмотреть множество
фотографий, сделанных в этот трагический день. http://September11News.com
• Многие
музеи мира имеют свои веб-сайты. В
Лондоне это Британский музей или музей Шерлока Холмса. При желании, учитель
может включить в учебную тему «Лондон» виртуальное посещение музея. http://www.thebritishmuseum.ac.uk/compass/
• Развивающий
аспект обучения обеспечивает осознание средств выражения мыслей, того,
как люди произносят слова, какие именно слова и выражения употребляются для
номинации предметов, сравнение и сопоставление родного и иностранного языков.
Развиваются общеучебные умения и навыки, в том числе, использование учащимися
различных технологий работы со справочными материалами, осуществление
самоконтроля и самокоррекции в процессе учебной деятельности.
• Аспекты
обучения иностранному языку:
• Формирование фонетических и
лексических навыков речи
• Интернет
предоставляет неограниченные возможности для совершенствования и развития фонетических и лексических навыков. Все сайты
любых информационных агентств мира используют современную лексику, те или иные
события описываются, интерпретируются и оцениваются носителями языка. Существует
много словарей с интерактивным интерфейсом, которые предлагают учащимся выбор
способов работы над вокабуляром:
• формы
записи слов и выражений, ассоциативные ряды и цепочки, игры, кроссворды, т.д.
• Формирование грамматических навыков речи
• Для
этого используются сайты, на которых выложены систематизированные по темам
упражнения. Преимущество этих сайтов в том, что есть подробное изложение теории, к которой всегда можно обратиться в
случае затруднений при выполнении упражнений. Есть возможность давать
дифференцированные задания учащимся. При необходимости учитель сам составляет
лексико-грамматические тесты и другие контрольные задания . В ходе урока отдельные учащиеся выполняют эти
задания, сохраняя свои результаты в специальной папке на том же диске. Работы
могут быть проверены учителем или самими учениками по ключам, выложенным в
отдельном документе.
• Хотелось
бы подробнее остановиться на проектной деятельности.
• Как
уже говорилось, цель обучения иностранному языку – это коммуникативная
деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача
учителя - активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для
их творческой активности в процессе обучения. Использование новых
информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но
и открывает большие возможности для
расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал
и способствует принципам индивидуализации обучения.
• Проектные
работы пользуются неизменной популярностью у учащихся всех возрастов.
• Метод
проектов, несомненно, обладает рядом преимуществ перед традиционными методами
обучения. Основными преимуществами являются:
• повышение мотивации учащихся при изучении английского языка
• наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы
• простор для творческой и созидательной деятельности.
• Применение
проектной методики на занятиях английского языка показало, что учащиеся:
• достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;
• имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках
информатики;
• понимают необходимость междисциплинарных связей;
• применяют английский язык вне стен школы.
• Участие
в Интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и
компьютером, формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность и
ответственность.
• Заключение
• В
заключении хотелось бы еще раз отметить, что ИКТ на уроках английского языка (и
во внеурочной деятельности при подготовке к урокам и самообразовании) –
отличный помощник учителя, который нельзя недооценивать, но не следует
применять ИКТ только ради новизны. Неправильное использование этого средства может
привести к демотивации как учителя, так и его учеников.
0 коммент.:
Отправить комментарий